/Files/images/betty.jpg

Бетти Лу ЛИВЕР
Betty Lou LEAVER

Салинас (Калифорния, США)

leaver@msipress.com www.mindsolutionsinternational.com

Род. 16.02.1950.

Лингвист (владеет 14 языками), психолог. Живёт в г. Салинас (Калифорния, США). Автор работ, посвященных проблемам индивидуальных различий в обучении, психолингвистики, управления и др. Защитила в Москве диссертацию на русском языке. Воспитывает 7 детей (из них 3 приёмных).

Соционический тип: Искатель (Дон Кихот). В то же время, по методике Майерс-Бриггс определила себя как ENTJ.

Книги

  1. Ливер Б.Л., Ливер С.Б. Мама отравила нашего гостя! – Перевод готовится к изданию. Фрагменты, с согласия автора, опубликованы в "Соционической газете".
  2. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, Москва, 2000 – в формате PDF!
  3. Ливер Б.Л. Обучение всего класса. – Новосибирск, 1994. Несколько изданий на разных языках.

Статьи

Внимание! Для прочтения некоторых статей необходим соционический шрифт.
Скачайте его и сохраните на диске, затем действуйте так: Пуск – Настройка – Панель Управления – Шрифты – Файл – Установить шрифт – (указать местонахождение шрифта).

СМиПЛ – "Соционика, ментология и психология личности", Киев.

  1. Ливер Б.Л. Ключ к Вашему шефу через тип его личности (перевод Д.Лытова) // СМиПЛ, 2002, № 1.

Интервью, рецензии, разное

  1. Блохин В.А. Бетти Ливер – в гостях у сайта "Соционические знакомства". 2001.
  2. Встреча с Бетти Ливер в СПБ. соционическом клубе // "Соционческая газета", 2003, № 14 (17).
  3. Гуленко В.В. Разными путями к одной цели. Соционика и типология Майерс-Бриггс: сравнительный анализ. – Фрагмент из книги "Юнг в школе". 1997.

Психофизиологические обоснования необходимости сочетания поддерживающего и развивающего обучения

В своих стремлениях обеспечить воспитуемым гармоничное развитие, по мнению В.Оконя (23, с.201), школа встречает различные преграды, часто ее постигают неудачи. Одной из важнейших причин этих неудач является потеря равновесия в образовании, в настоящее время направленном преимущественно на интеллектуальное развитие при недостаточном внимании к воспитанию культуры чувств и культуры труда. В.Оконь резко оценивает эту ситуацию как не выдерживающую критики в свете развития современной физиологии, психологии и, тем более, педагогики. Педагог ссылается на исследования американских неврологов по функционированию правого полушария головного мозга. В течение многих лет внимание почти всех концентрировалось на левом полушарии, где локализована речь, и его изучению отводили доминирующую роль. Исследователи правого полушария Р.Сперри и Дж.Боган, о которых сообщает В.Оконь, пришли к выводу, что изучение правого полушария имеет не меньшее значение.

Обратимся к литературе, которая описывает функциональные нагрузки обоих полушарий (20, 23, 32, 43). Установлено, что левое полушарие контролирует правую половину тела, в том числе, и действия правой руки. Оно управляет процессами обработки информации, логического и аналитического мышления; а также вербализацией, т.е. оно "ответственно" за речь, чтение, письмо и математические операции. Правое же полушарие мозга, контролирующее деятельность левой половины тела, в том числе, и левой руки, выполняет совершенно другие, хотя и не менее важные для человека функции, такие, как наблюдение за окружающим миром, его целостное осмысление, интеллектуальная интуиция, осязательные ощущения и музыкальные способности. Именно эта сфера познания, по мнению В.Оконя, до сих пор, как правило, недооценивалась в воспитании. Причину педагог видит в том, что данная сфера не в состоянии вербализовать то, что "знает" о мире, об искусстве или о технике. В то же время факт, что оно определяет индуктивные, сравнительные и интеграционные процессы, ставит ее на уровень левого полушария, которое предопределяет процессы лингвистические и математические.

Исследования нейрофизиологов доказали, что при обучении и воспитании через слово у ребенка формируется избирательное, аффективное отношение к окружающим людям, предметам, видам деятельности, а также эмоциональная коррекция поведения ребенка через аффективную сторону речи.

Мозг человека обладает двумя системами хранения значения слова - образной и вербальной. Эмоции развиваются в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности. У мальчиков 7 - 8 , 11 - 12 лет отмечено превосходство над девочками по уровню развития большинства параметров интеллекта, причем в старшей группе это преимущество более отчетливо (43, с.168).

Величина межполушарной ассиметрии очень динамична, однако чаще она выше у мальчиков, т.е. мозг мальчиков "более ассиметричен" в функциональном отношении, чем мозг девочек (там же, с.197), мозг девочек "более симметричен" (там же, с.198). Исследования физиологов, нейрофизиологов показали, что фактор пола оказывает существенное, детерминирующее влияние на специализацию полушарий, на формирование межполушарных взаимодействий.

Безусловно, учесть все особенности детей при организации их учебной деятельности в условиях массового обучения трудно. Но ориентироваться учителю и учитывать, что в классе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками необходимо.

Значимые для педагогов выводы должны ориентировать их на учет выявленных особенностей психофзиологичеких процессов, связанных с учебной деятельностью: в обоих полушариях выполняются важные и своеобразные функции, пренебрежение которыми неблагоприятно отражается на жизни личности и общества; атрофия в развитии личности таких черт как воображение, интуиция, объемное понимание проблем или способность к дивергенционной деятельности, столь важной в области художественного и технического творчества, приводит к не менее серьезным последствиям, чем безграмотность или ограниченность рационального и аналитического мышления; названные функции обоих полушарий не могут осуществляться независимо друг от друга, поэтому невозможно применение к ним отдельных, изолированных педагогических воздействий; различие между функциями полушарий отнюдь не может быть сведено к различию между материалом, которым каждое из них оперирует. Значительно более продуктивно искать различие в самих способах манипулирования этим материалом - безразлично, словесным или образным (32, с.202-203; 39,с.161) Учитывая существенное влияние фактора пола на специализацию полушарий, учителю следует дифференцировать средства своей деятельности при работе с мальчиками и девочками.

Спецификой "правополушарного" мышления многие авторы считают готовность к целостному "схватыванию", к одномоментному восприятию многих предметов и явлений в целом со всеми его составляющими элементами. С "левополушарным мышлением" связывается: напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит аналитический, а не синтетический характер (там же). Поэтому благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.

Таким образом, гармоничное взаимодействие обоих мозговых полушарий является условием полного развития человека. Оно требует многостороннего возбуждения центров, находящихся как в левом, так и в правом полушариях мозга. Учитель, стремящийся к созданию условий для полного, гармоничного развития личности ученика, должен учитывать функциональную ассиметрию полушарий мозга и в соответствии с исследованиями физиологов подходить к построению учебного процесса.

Массовая отечественная практика осваивает способы обучения детей на основе учета их возрастных различий. Такая же проблема как учет индивидуально-типологических особенностей детей остается практически неразрешенной. Те исследования, которые ведутся в школах разных типов по разноуровневому, дифференцированному обучению в итоге приведут педагогов к необходимости разрешить и вышеназванную проблему. Тем более, что крупицы опыта обучения "разных детей по -разному" имеются.

Американский педагог Бетти Лу Ливер (20) попыталась разрешить проблему обучения всего класса без селекции детей на различные группы: классы выравнивания, классы педагогической поддержки, классы компенсирующего обучения, реальные, гимназические и т.п. Бетти Лу Ливер, опираясь на опыт педагогов-гуманистов, предложила свой подход к обучению детей разными способами. А именно в этом квинтэссенция гуманистической педагогики. Бетти Лу Ливер рассматривает класс не как обобщенного ученика, а как ансамбль учебных стилей. Наверное, как и в любой другой идее, в идее обучения Бетти Лу Ливер можно увидеть возможности еще более глубокой селекции детей. Недаром на родине автора определение учебных стилей стали воспринимать как определение границ возможностей ребенка. Такие явления не случайны, от них не застрахована ни одна идея. Главным в пресечении подобных явлений должна стать подготовка будущих учителей-гуманистов. Если в школу придет работать учитель с ярко выраженной педагогической направленностью, с педагогическими способностями, ориентированный на помощь и поддержку любого ученика, человек нравственно чистый и целый, то "педагогических вывертов" в школе станет намного меньше.

Рассмотрим идею учебных стилей американского педагога. В основе данной идеи лежит понимание индивидуальных различий детей как основание для индивидуального развития ребенка.

Учебный стиль, по Бетти Лу Ливер, определяется тем, какое полушарие головного мозга у ребенка является доминирующим, ведущим, какой тип темперамента присущ ученику, каков его психологический тип по отношению к окружающим, каковы особенности его характера (тип акцентуации), творческие способности и т.п. "Внимательное отношение к учебным стилям - не самый простой способ помощи учащимся. Бетти Лу Ливер считает, что самая главная и серьезная причина учебных неудач школьников кроется в конфликте между учебными стилями школьников и стилями преподавания учителей.

В отечественной педагогике также имеется понятие "стиль учения", но в него заложено обобщенное, интегрированное представление об учебном опыте, присущем конкретному ученику с его индивидуальными психологическими особенностями.

Книга Бетти Лу Ливер написана для того, чтобы помочь учителям "...сосредоточиться на учащемся, который не учится, изменить учебную среду, задание и (или) предмет обучения так, чтобы учащийся смог учиться" (20,с.7), т.е. устранить конфликт между стилями учения и преподавания, который мешает реализации способности ученика учиться.

Использование данной методики в массовых российских школах по разным объективным причинам может быть затруднено. Но очень многое зависит от личности самого учителя Во всяком случае, мы уверены в том, что владение разными способами обучения школьников должно быть обязательным компонентом профессионального мастерства учителя.

Кiлькiсть переглядiв: 295

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.