• Ви знаходитесь тут:

  • Головна
  • ЛЕКТОРIЙ ДЛЯ БАТЬКIВ

/Files/images/гр приема РУО.JPG

/Files/images/вих20.jpg

1. Памятка та поради батькам щодо організації виховання в сім'ї

2. Відповідальність батьків за здоров"я своїх дітей

3. Дитяча агресія

4. Насильство в сім’ї

5. Попередження насильства в сім’ї

6. Як виховувати без покарань

Как себя вести, если у ребенка истерика. Комментарий специалиста

Главное, попытайтесь сохранять спокойствие и выражайте свое понимание и сочувствие. «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить эту вещь. Я знаю, как это обидно. Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло». После «бури» поговорите с ребенком о том, что случилось.

Во-первых, вам необходимо понять какой именно приступ истерики испытывает ребенок. Истерика может представлять собой вспышку темперамента, быть связанной с манипуляцией, или являться словесным выражением собственного недовольства.

Истерика в целях манипуляции, например, имеет место, когда ребенок начинает злиться на то, что он не получает того, чего ему хочется, или как ему этого хочется. Приступ манипуляционного гнева не требует вмешательства родителей и пройдет сам собой, если ребенка проигнорировать. Однако если истерика не проходит, важно предупредить ребенка о предстоящем наказании: «Мне не нравится как ты себя ведешь, потому что…, если ты не прекратишь, то отправишься в другую комнату, либо специально отведенное место». Если вы пообещали, выполните. Наказание должно быть моментальным, но недолгим. Вы можете посадить ребенка в другую комнату, либо специально отведенное место «Место для непослушных детей», пока гнев не успокоится, «Хочешь покричать — посиди здесь один и покричи. А когда ты упокоишься, мы поговорим».

Вести какие бы то ни было переговоры, когда истерика в разгаре, совершенно бессмысленно: ребенок попросту не слышит Вас. Когда ребенок успокоится, обязательно приласкайте его, поцелуйте, похвалите за то, что ему удалось с собой справиться, расскажите, как сильно его любите. Поговорите с ребенком, выясните, понял ли он, за что его наказали и предложите попросить прощения.

Будьте последовательны и поступайте так каждый раз, даже если истерика произошла в общественном месте. Если Вас смущает осуждение окружающих, просто возьмите ребенка в охапку и отнесите в менее людное место. Проявите твердость и не вступайте с ребенком ни в какие переговоры, пока он не успокоится. Поговорите с близкими (в частности, с отцом, бабушкой), чтобы и они проводили Вашу линию, но если даже они не готовы к этому, не расстраивайтесь: начните с себя, это будет уже немало.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых, направленное на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма эффективный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение своего участия («Конечно, тебе обидно…»);
  • переключение внимания, привлечение к выполнению какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
  • позитивное объяснение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения внимания к своей персоне. Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам и держится при этом в рамках допустимого, нужно позволить ему выразить свое негативное эмоциональное состояние социально приемлемыми способами, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним произошедшее. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия проявления агрессии, убедительно продемонстрировав, что больше всего это вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Устанавливая обратную связь, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против его агрессивных выпадов.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо очень тщательно контролировать себя в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Нужно признать нормальность и естественность этих переживаний, понять характер, силу и длительность негативных чувств.

Если взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»;
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;
  • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп.

Некоторые из этих действий могут остановить «дебошира» на короткое время, но такое поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем агрессия ребенка.

5. Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсудить инцидент необходимо как можно раньше. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем — в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно разобрать негативные последствия агрессивного поведения, указать на его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз обрисовать истинную картину происшествия;
  • не призывать к полному подчинению, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предлагать ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
  • Настаивая на полном подчинении (то есть требуя, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но именно тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация модели адекватного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Родителям и педагогам нужно сохранять спокойствие. Чем младше ребенок, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослых в ответ на его агрессивные реакции.

Конструктивное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), позволяющее высказаться. Оно состоит в умении «внимательно молчать». Здесь важны оба слова. «Молчать», так как собеседнику хочется быть услышанным, в данный момент его меньше всего интересуют замечания. «Внимательно», потому что иначе человек обидится, общение прервется или перерастет в конфликт. Нужно просто поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • умение держать паузу, чтобы дать ребенку возможность успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • способность взглянуть на ситуацию с юмором;
  • умение понять чувства ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

По материалам книги: Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. Автор: Долгова А.Г.

Несколько мудрых советов.
Что полезно, а что вредно при выяснении отношений с другими людьми:

Что полезно:

  • Будь сдержан – не выходи из себя.
  • Дай возможность твоему собеседнику «выпустить пар» - сказать все, что «накипело».
  • Попроси того, с кем ты ссоришься, четко сказать, чего он хочет и в чем суть его недовольства.
  • Не «подливай масла в огонь»: не увязай во взаимных обвинениях и обидах.
  • Четко скажи, чего ты сам хочешь в этой спорной ситуации.
  • Старайся держаться на равных.
  • Если ты виноват, то извинись и спокойно признай свою ошибку, без самоуничижения, спокойно, с достоинством.
  • Попытайся договориться с другим человеком о том, чего конкретно не следует делать дальше, чтобы ссора снова не раздувалась.

Что вредно:

  • Смотреть на своего противника очень критично.
  • Приписывать ему отрицательные черты характера и плохие намерения.
  • Показывать свое превосходство.
  • Обвинять.
  • Не учитывать интересы другого человека.
  • Видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Задевать «болевые» точки собеседника, его слабые и уязвимые места.
  • Обрушивать на другого слишком много претензий.
  • Ставить ультиматумы.

Из книги Самоукин А.Н., Самоукина Н.В. «Выбор профессии: путь к успеху», М., 2000.

Как воспитать у ребенка стремление к здоровью?

Почему болеют дети? Причин много. Иногда болезни, действительно, могут быть наследственные, инфекционные, травмы. Но сейчас речь не о них, а о самых распространённых. Симптомы известны: насморк, температура, недомогание, одним словом – простуда. Вот мой тезис: когда ребёнок заболевает, видимое (внешнее) отношение к нему должно становиться хуже, строже. Почему так? Давайте разберёмся.
Как происходит обычно? Ребёнок заболевает, тут же прибегают, как правило, бабушка, мама, голос у них меняется, становится более ласковым и заботливым. Предлагаются конфеты, развлечения, чтение сказок, показ мультфильмов и т.п. Ребёнку разрешается капризничать, вести себя плохо. Ответом на такое поведение служит ещё большая забота, отвлечение внимания, развлечения, игра, самая вкусная еда.
Что это означает для ребёнка? Болеть – выгодно! Это понимание формируется на уровне тела и сознания. Скажите, какая мотивация выздоравливать? Если столько хорошего и радостного можно получить с помощью болезни – нужно болеть как можно чаще. Повышенное внимание и забота становятся мощной вторичной выгодой от болезни. Более того, можно избежать многих неприятных обязанностей, которые есть у ребёнка в силу определённого возраста. Например, приятно разбрасывать игрушки и не убирать за собой, если возраст уже школьный, то в школу можно не ходить, уроки не делать, а смотреть, например, телевизор, играть в компьютерные игры. Кто же от такой радости откажется? А все эти блага достигаются с помощью болезни.
Можно сформулировать ещё и по-другому. Болезнь – это инструмент для управления родителями и получения от них большего внимания и заботы. Если взрослые соглашаются играть в такую игру, то они сами приучают ребёнка болеть. Логика простая. Пока дети здоровы, мама и папа занимаются своими делами, а здоровый ребёнок и сам поиграет, он не требует столько внимания, сколько больной. Какой выход? Дети умны интуитивно, они понимают, что заставить родителей крутиться вокруг себя можно очень просто, надо только – заболеть!
Что делать?
Внимание и заботу в большей степени ребёнок должен получать, когда здоров! Как только начинается болезнь, отношение взрослых должно кардинально меняться. Оно должно быть строже, менее эмоционально, только по делу. А какое самое главное дело, когда ребёнок болеет? Правильно – лечить. Так взрослые и должны сообщить заболевающему чаду.
– Ты сейчас нездоров, поэтому надо лечиться. Врач прописал капли в нос, горчичники, банки, парить ноги горячей водой и другие неприятные процедуры. Да, ещё врач запретил смотреть телевизор, просто больным всем это запрещается. Обязательно надо лежать, играть тоже нельзя. Важный момент: ты же пропустишь школу, необходимо обязательно узнать, что было на уроках, домашнее задание. И – как станет лучше – обязательно всё сделать и выучить, чтобы не отстать в учёбе. Ничего сладкого, например конфет, тоже нельзя, только чай, лимон и мёд.
И с серьёзным выражением лица лечить, заботиться, выполнять процедуры, следить за соблюдением всех рекомендаций, предписанных доктором. В такой ситуации ребёнок начинает понимать – попал, болеть невыгодно! Лучше в школу, детский сад, к играм, сверстникам от этих противных процедур! Как только начинается выздоровление, эмоциональное отношение родителей должно меняться. Больше радостной заботы, поддержки, внимания. Молодец! Мы радуемся, что ты здоров!
К сожалению, многие родители не хотят и не будут никогда поощрять своим отношением и поведением стремление ребёнка к здоровью, а не к болезни. Просто они так привыкли.
Я знаю семьи, где дети не болеют. Родители с самого раннего детства правильным реагированием на болезни объяснили ребёнку, как выгодно быть здоровым. Конечно, к этому надо ещё добавить занятия спортом, бодрую энергетику и позитивное отношение к жизни. Тогда дети будут здоровы, а вся семья счастлива.

Книжки потрібні дитині вже з раннього віку, адже вони:

- допомагають встановленню особливого зв'язку між дитиною та батьками;
- допомагають пізнавати мистецтво слова та живопису, завдяки ілюстраціям;
- розвивають навички слухання;
- допомагають підготувати дитину до процесу навчання;- розвивають кругозір та емоційну сферу;
- допомагають розвитку уявлення;
- приносять дитині задоволення.
Тож, коли треба починати читати дитині книжки? Відповідь однозначна: з перших років життя! І чим раніше ви почнете це робити, тим краще. Читаючи малюку, ви нібито розширюєте його світ, допомагаєте йому отримувати задоволення від читання, поповнюєте запас його знань, поки що дуже невеликий. Малюкам дуже подобається читання разом з батьками. Читаючи з дитиною постійно, ви обов’язково помітите, які книжки їй подобаються найбільше, які вона краще розуміє. Звертайтесь по допомогу до бібліотек та бібліотекаря у виборі книг.
Адже, саме у дитячій бібліотеці є книги для будь-якого віку та рівня розвитку дитини. Крім того, професіоналам легше знайти потрібні книги, ніж вам. Не вважайте, що всі необхідні вашій дитині книжки є у вас дома - це помилка багатьох читаючих батьків, і вона не тільки в тому, що домашні бібліотеки не можуть бути різноманітніше за публічні.
Вашу дитину може просто надихнути приклад інших дітей - читачів бібліотеки. Інші читачі і інші книги ніби передають естафету вашій дитині. Відвідування дитячої бібліотеки допомагають малюку звикнути до різноманіття книжок, до читацької поведінки дітей та дорослих і обов’язково стане у нагоді в подальшому житті, навчанні, підготує до школи. Світ книги та бібліотеки не буде для дитини невідомою країною, він стане для неї життєвою необхідністю.

Агресивний підліток. Публікація

Родителям и учителям предлагается макет новой украинской газеты. Подписной индекс 89566, стоимость годовой подписки 27,72 грн. Газета пропагандирует традиционные семейные ценности, предлагает массу интересных материалов, на ее страницах публикуются авторитетные педагоги, ученые, психологи, юристы, врачи.

Топ-20 самых популярных профессий с точки зрения детей

Современные дети, благодаря телевидению и Интернету, имеют совсем другие ценности, чем дети, жившие в середине прошлого века. Изменение детских приоритетов говорит о полной смене общественных ценностей в стране.

Если 50 лет назад почетной считалась профессия врача, милиционера или ученого, а также весьма популярными считались профессии инженера, конструктора и архитектора, то дети последнего поколения чаще всего выбирают совсем другие профессиональные области, пишет dytyna.info.

По данным опроса, проведенного среди 3500 детей обоих полов в возрасте от 10 до 14 лет, самой популярной в наше время дети считают профессию, связанную с шоу-бизнесом.

1 место - певец, музыкант, участник поп-группы;

2 место - «журналист» (режиссер, шоумен, актер, диктор) или работник шоу-бизнеса (ведущий, продюсер, антрепренер);

3 место - модный дизайнер, модель;

4 место - банковский работник;

5 место - менеджер крупной компании.

И только с 6 по 10 места заняли такие профессии, как военный, журналист, учитель, врач и спортсмен.

На 11 и 12 местах оказались профессии программиста и фитнес-тренера.

На 13 месте - профессия стилиста-парикмахера.

Профессия летчика или летчика-космонавта, столь популярная в предыдущие десятилетия, заняла лишь 14 место, а профессия стюардессы - 17-е.

На 15 и 16 месте оказались профессии дрессировщика и водителя (гонщика).

18 место заняла профессия пожарного или спасателя МЧС.

На 19 месте оказалась профессия, связанная с конструированием роботов, и на 20 - профессия шеф-повара.

К сожалению, ни одна из профессий, связанных с производством, не попала в рейтинг профессий, которые дети считают самыми популярными.

Источник: news.kh.ua Автор Марина Полякова Новости портала «Весь Харьков»

14.04.2013

Кiлькiсть переглядiв: 175

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.